Неточные совпадения
— Это придет, — утешал его Голенищев, в понятии которого Вронский имел и талант и, главное, образование, дающее
возвышенный взгляд на искусство. Убеждение Голенищева в таланте Вронского поддерживалось еще и тем, что ему нужно было сочувствие и похвалы Вронского его статьям и
мыслям, и он чувствовал, что похвалы и поддержка должны быть взаимны.
Жизнь эта открывалась религией, но религией, не имеющею ничего общего с тою, которую с детства знала Кити и которая выражалась в обедне и всенощной во Вдовьем Доме, где можно было встретить знакомых, и в изучении с батюшкой наизусть славянских текстов; это была религия
возвышенная, таинственная, связанная с рядом прекрасных
мыслей и чувств, в которую не только можно было верить, потому что так велено, но которую можно было любить.
С первой молодости он держал себя так, как будто готовился занять то блестящее место в свете, на которое впоследствии поставила его судьба; поэтому, хотя в его блестящей и несколько тщеславной жизни, как и во всех других, встречались неудачи, разочарования и огорчения, он ни разу не изменил ни своему всегда спокойному характеру, ни
возвышенному образу
мыслей, ни основным правилам религии и нравственности и приобрел общее уважение не столько на основании своего блестящего положения, сколько на основании своей последовательности и твердости.
Он был небольшого ума, но благодаря такому положению, которое позволяло ему свысока смотреть на все тщеславные треволнения жизни, образ
мыслей его был
возвышенный.
Наконец генерал надумался и обратился к «батюшке». Отец Алексей был человек молодой, очень приличного вида и страстно любимый своею попадьей. Он щеголял шелковою рясой и
возвышенным образом
мыслей и пленил генерала, сказав однажды, что"вера — главное, а разум — все равно что слуга на запятках: есть надобность за чем-нибудь его послать — хорошо, а нет надобности — и так простоит на запятках!"
— Мы сблизились с ним. Такая
возвышенная душа, такое честное, благородное направление
мыслей! и с помощником также: это, кажется, человек с твердой волей, с железным характером…
Слушая все это, Аггей Никитич невольно впадал в зависть от
мысли, что совершенно необразованный человек мог понимать такие
возвышенные предметы.
«Одним словом, — так заканчивалась заметка, — если оставить в стороне некоторые щекотливые вопросы, вызывающие (быть может, и справедливое) осуждение, м-р Гомперс оказался не только превосходным оратором и тонким политиком, но и очень приятным собеседником, которому нельзя отказать в искреннем пафосе и
возвышенном образе
мыслей.
В следующие затем дни Андрей Ефимыч сказывался больным и не выходил из номера. Он лежал лицом к спинке дивана и томился, когда друг развлекал его разговорами, или же отдыхал, когда друг отсутствовал. Он досадовал на себя за то, что поехал, и на друга, который с каждым днем становился все болтливее и развязнее; настроить свои
мысли на серьезный,
возвышенный лад ему никак не удавалось.
И что же! не успели мы оглянуться, как он уж окунулся или, виноват — пристроился. Сначала примостился бочком, а потом сел и поехал. А теперь и совсем в разврат впал, так что от прежней елейной симпатичности ничего, кроме греческих спряжений, не осталось. Благородные
мысли потускнели,
возвышенные чувства потухли, а об общем благе и речи нет. И
мыслит, и чувствует, и пишет — точно весь свой век в Охотном ряду патокой с имбирем торговал!
Бог справедлив, милая тетенька. Когда мы отворачиваемся от благородных
мыслей и начинаем явно или потаенно клясть
возвышенные чувства, он, праведный судия, окутывает пеленой наши мыслящие способности и поражает уста наши косноязычием. И это великое благо, потому что рыцари управы благочиния давно бы вселенную слопали, если б гнев божий не тяготел над ними.
А теперь, когда они изгибли, мы кричим криком: нет
возвышенных чувств! исчезла из обихода благородная
мысль! никогда не бывало хуже, никогда!
Благородные
мысли, благородные чувства (их называют также"
возвышенными") нередко представляются незрелыми и даже смешными; но это происходит оттого, что по временам они облекаются в нелепую и напыщенную форму, которая, до известной степени, заслоняет их сущность.
И
мыслей благородных пропасть, и
возвышенных чувств через край, и все это таким приятным слогом выражалось, что мы начитаться не могли.
Сохраняйте в целости вкус к благородным
мыслям и
возвышенным чувствам, который завещан нам лучшими преданиями литературы и жизни!
Вершинин. Да-с… Но мне кажется, все равно, что штатский, что военный, одинаково неинтересно, по крайней мере в этом городе. Все равно! Если послушать здешнего интеллигента, штатского или военного, то с женой он замучился, с домом замучился, с имением замучился, с лошадьми замучился… Русскому человеку в высшей степени свойствен
возвышенный образ
мыслей, но скажите, почему в жизни он хватает так невысоко? Почему?
Конечно, при созерцании
возвышенного предмета могут пробуждаться в нас различного рода
мысли, усиливающие впечатление, им на нас производимое; но возбуждаются они или нет, — дело случая, независимо от которого предмет остается
возвышенным:
мысли и воспоминания, усиливающие ощущение, рождаются при всяком ощущении, но они уже следствие, а не причина первоначального ощущения, и если, задумавшись над подвигом Муция Сцеволы, я дохожу до
мысли: «да, безгранична сила патриотизма», то
мысль эта только следствие впечатления, произведенного на меня независимо от нее самым поступком Муция Сцеволы, а не причина этого впечатления; точно так же
мысль: «нет ничего на земле прекраснее человека», которая может пробудиться во мне, когда я задумаюсь, глядя на изображение прекрасного лица, не причина того, что я восхищаюсь им, как прекрасным, а следствие того, что оно уже прежде нее, независимо от нее кажется мне прекрасно.
Едва ли можно после этого разделять
мысль, что «
возвышенное есть перевес идеи над формою», или что «сущность
возвышенного состоит в пробуждении идеи бесконечного». В чем же состоит она? Очень простое определение
возвышенного будет, кажется, вполне обнимать и достаточно объяснять все явления, относящиеся к его области.
— «Сравнение с окружающими предметами необходимо для того, чтобы предмет казался
возвышенным», —
мысль очень близкая к принимаемому нами воззрению на основной признак
возвышенного.
Строго и беспристрастно наблюдая за тем, что происходит в нас, когда мы созерцаем
возвышенное, мы убедимся, что 1)
возвышенным представляется нам самый предмет, а не какие-нибудь вызываемые этим предметом
мысли; так, например, величествен сам по себе Казбек, величественно само по себе море, величественна сама по себе личность Цезаря или Катона.
Очень легко показать неприложимость к
возвышенному определения «
возвышенное есть перевес идеи над образом», после того как сам Фишер, его принимающий, сделал это, объяснив, что от перевеса идеи над образом (выражая ту же
мысль обыкновенным языком: от превозможения силы, проявляющейся в предмете, над всеми стесняющими ее силами, или, в природе органической, над законами организма, ее проявляющего) происходит безобразное или неопределенное («безобразное» сказал бы я, если бы не боялся впасть в игру слов, сопоставляя безобразное и безобразное).
Мало того,
мысль, что
возвышенными явлениями возбуждается в человеке предчувствие бесконечного, господствует и в понятиях людей, чуждых строгой науке; редко можно найти сочинение, в котором не высказывалась бы она, как скоро представляется повод, хотя самый отдаленный; почти в каждом описании величественного пейзажа, в каждом рассказе о каком-нибудь ужасном событии найдется подобное отступление или применение.
И потому, если бы даже согласиться, что созерцание
возвышенного всегда ведет к идее бесконечного, то
возвышенное, порождающее такую
мысль, а не порождаемое ею, должно иметь причину своего действия «а нас не в ней, а в чем-нибудь другом.
Из второстепенного и частного признака возвышенности сравнение и превосходство по великости должно быть возведено в главную и общую
мысль при определении
возвышенного.
Просмотрев лучше курсы эстетики, легко убедиться, что в нашем кратком обзоре подведены под принимаемое нами понятие
возвышенного или великого все его главные видоизменения. Остается показать, как принимаемое нами воззрение на сущность
возвышенного относится к подобным
мыслям, высказанным в известных ныне курсах эстетики.
Роскошь, с этой точки зрения, составляет действительно одно из главных проявлений общественной безнравственности, но только вовсе не потому, что она разнеживает, расслабляет человека, отводит его
мысли от
возвышенных идей к материальным наслаждениям и т. п.
Прошло несколько месяцев с того вечера. Лучков ни разу не был у Перекатовых. Зато Кистер посещал их довольно часто. Ненила Макарьевна его полюбила, но не она привлекала Федора Федоровича, Маша ему нравилась. Как человек неопытный и невыболтавшийся, он находил большое удовольствие в обмене чувств и
мыслей и добродушно верил в возможность
возвышенной и спокойной дружбы между молодым человеком и молодой девушкой.
Но мы можем здесь еще раз обратить внимание читателей на
мысль, развитие которой составляет главную задачу этой статьи, —
мысль о том, что народ способен ко всевозможным
возвышенным чувствам и поступкам наравне с людьми всякого другого сословия [, если еще не больше,] и что следует строго различать в нем последствия внешнего гнета от его внутренних и естественных стремлений, которые совсем не заглохли, как многие думают.
Обнять гордой
мыслью все мироздание, направить могучую руку на славные подвиги, стать одному против целого мира, разрушить все препятствия и отыскать свое счастье в наслаждениях высокой славы и верной любви — вот
возвышенные стремления юношеского возраста.
Впрочем, Василий Петрович недолго занимался такими
возвышенными предметами, скоро
мысль его перешла на вещи, непосредственно касавшиеся его настоящего положения.
Весною 1897 года проф. Тарновский покинул, за выслугою лет, кафедру Военно-медицинской академии. Его прощальная лекция была посвящена… врачебной этике. По-видимому, в этой лекции г-ном профессором были высказаны очень
возвышенные и благородные
мысли: молодежь устроила ему шумную овацию.
Наши привычные
мысли придают в нашем уме свойственную им окраску всему, с чем мы приходим в соприкосновение. Ложны эти
мысли — и они превратят в ложь самые
возвышенные истины. Наши привычные
мысли представляют из себя для каждого из нас нечто более твердое, чем дом, в котором мы живем. Мы повсюду носим их с собой, как улитка раковину, в которой она живет.
Но обнять
мыслью столь великий предмет совершенно не имеют ни сил, ни средств не только люди оцепеневшие и преклоненные долу, но даже весьма
возвышенные и боголюбивые, равно как и всякое рожденное естество, для которого этот мрак — эта грубая плоть служит препятствием к уразумению истины.
„Может быть,
мысль эта вам не нравится и не сходится с вашими
возвышенными идеями, — скажет он, — но что ж делать, ежели жизнь человеческая так устроена, что одни деньги составляют счастье человека.